Храм Преподобного Серафима Саровского

Маршрутами паломников. День Второй.

Что есть паломничество?
В Православии паломничество — это посещение святых мест, чтимых христианских монастырей и храмов. Оно было издавна распространено на Руси. 
Паломничество носит чисто религиозный характер. Совершаясь по благословению Церкви, оно являет собой своего рода богослужение, духовную работу, очищение души.
Как часто, и как далеко отправляются в паломничества прихожане обычного сельского храма? Наверняка, многие верующие посещали Соловцовку и прикладывались к мощам священноисповедника Иоанна Оленевского, купались в источниках Семиключья, молились в часовенке на источнике прп. Серафима Саровского. Кто-то находил возможность поехать в Дивеево, чтобы заключить в сердце своем дивные красоты и Благодать тех святых мест.
Однако, в первоначальном смысле, паломничество — это посещение Святой Земли!
Это исключительная, и для многих неповторимая возможность! Даже сборы в такую поездку сопровождаются благоговейным трепетом. Можно попытаться представить себе: каково это? Ходить по земле, где все свидетельствует о Его земной жизни и той Великой искупительной жертве, которую Он понес за грехи рода человеческого. За наши грехи.
Господи помилуй и Спаси нас!

4.11.2015

Горненский женский монастырь

гОРНЕНСКИЙусская Духовная миссия в Иерусалиме). Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах. В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года — игумения Георгия (Щукина).
В 1869 года начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи  и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56)

Присутствовали на службе в Храме иконы Казанской Божьей Матери. Причащались.

Елеонская гора (Маслиничная гора).Елеонская гора

Монастырь Святой Марии Магдалины.
Расположен монастырь на Масличной  горе в Гефсиманском саду. Главным строением монастыря является церковь Святой Марии Магдалины, построенная в изящном русском стиле и прекрасно вписавшаяся в местный ландшафт. 
Монахини проживают здесь же, в небольших домиках: зеленые аллейки, живописный деревенский дворик, чистота и душевный покой.Монастырь Святой Марии Магдалины
Церковь была построена в 18 веке императором Александром III в память о своей матери, русской православной императрицы Марии Александровны, немки по происхождению, и освящен в честь ее небесной покровительницы святой Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Иисуса.

По совету архимандрита Антонина Капустина, Александр III и его братья приобрели участок земли в Иерусалиме и начали строительство храма. Автором проекта был утвержден русский архитектор Давид Иванович Гримм, поставивший своей целью возвести «визитную карточку» России на Святой Земле. Церковь построена из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Все расходы на строительство взяла на себя царская семья и в октябре 1888 года церковь была освящена.

На освящение были приглашены великие князья Сергей и Павел Александровичи, супруга князя Сергея Александровича, княгиня Елизавета Федоровна, отправилась в поездку с ними. Пораженная красотой храма, она произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Ее словам суждено было сбыться. 
В апреле 1918 года, вместе с другими членами царского дома, Елизавета Федоровна была вывезена в город Алапаевск, где вскоре была сброшена в шахту большевиками. Вместе с ней добровольно мученическую смерть приняла и инокиня Варвара. А в 1921 году святые мощи Елизаветы Федоровны и Варвары были перевезены в церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме.


Гробница Божией Матери.ГРОБНИЦА бОЖЬЕЙ МАТЕРИНазвание Гефсимании — местности у подножия Елеонской горы — происходит от древнееврейского слова, обозначавшего давильный пресс для изготовления оливкового масла. На Елеонской горе в изобилии росли оливковые деревья и здесь делали оливковое масло.
Гробница Божией Матери расположена в погребальной пещере, находившейся на древнейшем кладбище, которое простирается в Кедронской долине и по склону Елеонской горы.

Успение Божией Матери произошло, как полагают, в 57 году по Р.Х. Многие чудесные события сопровождали его. Чудесным образом все апостолы были собраны в Иерусалим к одру Пресвятой Девы. Но святой апостол Фома, по Промыслу Божию, отсутствовал при погребении. Он смог прибыть в Гефсиманию только на третий день. Апостол Фома так скорбел, что не смог проститься с Божией Материю, так горевал, что не удостоился Ее последнего благословения, что для него открыли гробницу. Однако, тела Пресвятой Богородицы уже не оказалось в ней, ибо Господь вознес Ее в Небесные обители. А на гранитном ложе остался лишь букет живых цветов, и повсюду было разлито благоухание. Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и оставила в дар и благословение свой пояс, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре святой Марии Магдалины. 

Храм в честь Успения Божьей Матери находится под землёй, вход в него с юга.
От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней.
Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один сиЕРУСАЛИМСКАЯ запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.


Приделы и престолы.
Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения все христианские конфессии, кроме католиков и протестантов: 
Православный престол (главный) — внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады.
Православный придел святых Иоакима и Анны — справа при спуске по лестнице, на 23-й ступени. Здесь погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует надпись на вмурованной в пол каменной плите.
Православный престол в честь святого Иоакима — у восточной стены придела Иоакима и Анны. По преданию он похоронен под этим престолом.
Православный престол в честь святой Анны — у северной стены придела Иоакима и Анны. По преданию она похоронена под этим престолом.
Армянский придел праведного Иосифа Обручника — слева при спуске, примерно в середине лестницы, с 1814 года принадлежит армянам.
Армянский престол в честь праведного Иосифа Обручника — по преданию он погребен под этим престолом.
Православный престол в честь святого первомученика Стефана — сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены.
Православный престол в честь святого Николая (вероятнее всего Николая Чудотворца) — в северной части храма.
Армянский престол — пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.
Сиро-яковитский престол — около северного выхода из кувуклии, в особом небольшом приделе.
Коптский престол — в западной части церкви.

ГеОливы которые были свидетельницами молитв Христафсиманский сад.
Место, где молился Спаситель о чаше… и древние оливы свидетельницы Его молитв.

Храм всех наций.хРАМ ВСЕХ НАЦИЙ
В этом необычном храме всегда царит полумрак и безмолвие. Свет, попадающий в храм лишь через темно-синие витражи, рассевается, а от свечей и лампадок небольшое свечение лишь усиливает контраст между мраком и светом, что символизирует последнюю ночь, которую Христос провел на земле в тяжких раздумьях, ночь своего ареста перед тем, как «испить чашу страданий». Ведь на камне, на котором молился Иисус в свою последнюю земную ночь, когда его предал Иуда.
Здесь Христос молился Отцу перед Своими страданиями (Мф. 26:36—46). 
Теперь же здесь стоит храм Всех Наций, известный также, как Базилика Агонии. Сам камень находится внутри храма, возле алтаря и обрамлен «терновым» венком. 
А получил храм такое название потому, что на его строительство пожертвовали деньги 12 государств различных вероисповеданий. Под потолком находятся изображения гербов Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании, Бельгии, США, Канады, Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили. На стенах храма мозаикой выложены картины, отражающие «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу». Внутри современного храма можно видеть остатки мозаичного пола, подтверждающие существование древней византийской церкви.  
Стены Храма украшают фрески и мозаики. На них изображены различные сцены из последних дней Иисуса. Мозаика над алтарем изображает «Гефсиманское моление», по бокам — сцены поцелуя Иуды — «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».
За алтарем установлено большое распятие.
Перед алтарем кусок скалы – камень на котором молился в ночь предательства Иудой наш Господь Иисус Христос. 

Открытый алтарь, расположенный в саду у церкви, используется христианами различных христианских конфессий, в том числе католиками, православными, армяно-григорианами, протестантами (лютеранами, евангелистами, англиканами) и другими христианскими конфессиями.

Спасо-Вознесенский женский монастырь. сПАСО ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Вознесенский монастырь — один из главных монастырей Святой Земли. Обитель расположена к востоку от Старого города Иерусалима, на вершине горы Елеон, она хорошо видна практически из любой точки города благодаря своей высокой колокольне («Русская свеча», высота 64 метра). Колокол А. В. Рязанцева был отправлен из Одессы на пароходе «Корнилов» 12 марта 1884 года и выгружен на берег Яффы. Через некоторое время колокол был перенесен из Яффы в Иерусалим.
Вот как описывает это событие сам отец Антонин:

     «И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения».

По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучшего. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха».
Свое название монастырь получил от расположенной рядом древней часовни Вознесения (ее основание восходит к IV веку), а также благодаря почитаемому камню Богородицы, на котором, по преданию, Она стояла во время Вознесения Господня.
Монастырь был построен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Средства на храм собирали всем миром. По завету самого Антонина, он был похоронен внутри храма, рядом с алтарем.
К
роме Спасо-Вознесенского собора в Елеонской обители были построены еще несколько храмов. После казни Иоанна Предтечи Иродом Четверовластником тело Крестителя Господня было тайно погребено учениками. Голова же была спрятана одной из служанок Ирода, тайной христианкой, и похоронена затем в загородном царском доме на Елеоне. Впоследствии на средства русской женщины-благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой на месте ее обретения была выстроена церковь, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты отцом Антонином во время елеонских раскопок.
Место, где покоилась голова Иоанна Предтечи
Отдельно выделено мозаикой на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи.
Паломники прикладываются головой к этому углублению в мозаичном полу с особым благоговением и трепетом…

  В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова. Она управляла монастырем до 1975 года.  
Игумения Тамара скончалась на Успение 1979г., оставив светлую память обители о своей благородной, доброй душе.

Рожковое дерево.

(Лук.15:16 ) И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

это слово относится к плодам рожкового дерева, вообще распространенного в Палестине и употребляемого вместо хлеба людьми бедными и на прокорм скотам. Плод рожкового дерева состоит из тРожковое деревоемных твердых стручьев, около трех вершков в длину и заключающих в себе семена от 8- ми до 10-ти. Каждое семя обыкновенно в величину сухой горошины, твердое, темно-красного цвета. Рожки, или стручки, при ветряной погоде производят сильный шум. На вкус эти семена горьковаты, но не совсем неприятны. Дерево это очень распространено не только в Леванте, но и в южных государствах Европы, как например Испании и Италии. Рожки называются хлебом св. Иоанна на том основании, что по преданию питался ими св. Иоанн Креститель в пустыне. Древние, по Плинию, приготовляли из рожков посредством выжимания род вина, а выжатые таким образом и малополезные остатки стручков и мякоть их отдавали свиньям.
Этими-то остатками и желал насытиться упоминаемый в Евангелии блудный сын.

Место Вознесения ( Стопочка).
На месте Вознесения равноапостольнаяЧасовня Вознесения царица Елена поставила круглый храм без купола – молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения.
Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня. 

Православный храм Успения Божьей Матери.
Храм находится под землёй, вход в него с юга.Гефсимания Подземный храм на месте Успения Божией Матери
От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней.
Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Приделы и престолы.
Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения все христианские конфессии, кроме католиков и протестантов: 
Православный престол (главный) — внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады.
Православный придел святых Иоакима и Анны — справа при спуске по лестнице, на 23-й ступени. Здесь погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует надпись на вмурованной в пол каменной плите.
Православный престол в честь святого Иоакима — у восточной стены придела Иоакима и Анны. По преданию он похоронен под этим престолом.
Православный престол в честь святой Анны — у северной стены придела Иоакима и Анны. По преданию она похоронена под этим престолом.
Армянский придел праведного Иосифа Обручника — слева при спуске, примерно в середине лестницы, с 1814 года принадлежит армянам.
Армянский престол в честь праведного Иосифа Обручника — по преданию он погребен под этим престолом.
Православный престол в честь святого первомученика Стефана — сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены.
Православный престол в честь святого Николая (вероятнее всего Николая Чудотворца) — в северной части храма.
Армянский престол — пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.
Сиро-яковитский престол — около северного выхода из кувуклии, в особом небольшом приделе.
Коптский престол — в западной части церкви.

модель разрушенного храма Вознесения

модель на месте разрушенного храма Вознесения

Православный греческий монастырь Вознесения

Когда место Вознесения стало доступно паломникам-христианам, Иерусалимский Патриархат принял решение купить участок земли неподалеку, чтобы построить православный храм в непосредственной близости от этой святыни. В 1845 году Патриарх Иерусалимский Кирилл купил 12 акров (около 5 гектаров) земли прямо напротив места Вознесения с намерением основать монастырь и возвести храм. В начале 20-го века Патриархат прислал Архимандрита Маркоса для оформления права собственности и получения у турок, оккупировавших в то время Святую Землю, разрешения на строительство православного храма. К сожалению, удалось получить разрешение только на строительство жилого дома, который и был возведен. В 1987 году для повторной попытки получения разрешения на строительство храма Патриархом Диодором был направлен Архимандрит Иоаким. Однако, и на этот раз получить разрешение не удалось. Несмотря на это, Архимандрит Иоаким начал сбор пожертвований паломников и строительство храма, надеясь оформить официальные документы позднее. Но разрешение на строительство так и не было получено. В результате, храм Вознесения Господня с небольшим нижним храмом был построен без разрешения.
По этой причине, в 1992 году, уже по завершению строительства храмов, муниципалитетом была прислана строительная техника для их разрушения. Нужно упомянуть тот факт, что в куполе верхнего храма Архимандрит Иоаким разместил круглую икону Господа-Вседержителя (Пантократора). Когда в течение нескольких часов верхний храм был разрушен, произошло чудо. Икона Вседержителя неведомым образом оказалась не под руинами, а над ними. Затем, когда разрушение продолжилось, и было пробито первое отверстие в полу верхнего храма, который одновременно являлся и потолком нижнего, произошло второе чудо. Образ Разрушенный храм и чудотворная икона Пантакратор явившаяся из-под обломковВседержителя без видимых причин, сам собой покатился по руинам разрушенного храма прямо к бульдозеру, и остановился перед ним. Именно в этот момент молот бульдозера сломался, и разрушение храма было остановлено. Таким чудесным образом нижний храм был сохранен, и с тех пор службы проходят в нем.
Архимандрит Иоаким неоднократно обращался к властям с жалобами по поводу разрушения храма с требованием осудить данный факт. Три года спустя, в 1995 году, двое неизвестных проникли на территорию монастыря с целью убийства Архимандрита Иоакима, но мученическую смерть от рук злодеев приняла его мать, Анастасия, первой встретившаяся на их пути. Сам Архимандрит получил серьезные травмы, но выжил. В 2009 году Архимандрит Иоаким упокоился о Господе в канун дня Вознесения Господня. После кончины Архимандрита Иоакима на его место Патриархом Феофилом III был направлен монах Ахиллиос.

Прямо напротив монастыря Вознесения находится пещера Святой Преподобной Пелагии Антиохийской.Пещера Пелагии
(http://azbyka.ru/days/sv-pelagija-antiohijskaja)
Преподобная Пелагия жила в конце 4-го века н.э. Она вела распутную жизнь, но раскаялась после встречи с епископом Ноном. После этой встречи Пелагия решила принять монашество, пришла на Масличную гору в Иерусалиме и стала жить в пещере, рядом с местом Вознесения Господня. Она оделась в мужское облачение, так как в то время женского монашества в Иерусалиме не существовало. Преподобная Пелагия стала вести строгую аскетическую жизнь в посте и покаянии, достигнув таким образом вершин аскезы, и упокоилась как святая.
Память Святой Преподобной Пелагии празднуется 8 октября.
Ее пещера, ставшая и ее гробницей, находится на мусульманской территории, но открыта для посещения паломников ежедневно.

февраль 2016 год

This slideshow requires JavaScript.

Перейти к верхней панели